
Чем тупее люди, тем лучше. Что стоит за образованием в Украине

Украина выпускает людей с дипломами в количестве, которое нам не нужно, в сферах, в которых нет необходимости. Власть якобы внедрила реформу, но вместо пользы получила международный скандал.
Линейки, которой можно изменить успехи в области образования, нет. Поэтому начну с мнений наших граждан по трем, по-моему мнению важным, направлениям.
Каждый четвертый житель крупнейших городов Украины (24,4%) – Киева, Одессы, Харькова, Львова, Днепра – считает полученное им образование бесполезным.
Только 20% украинской молодежи верят в лучшее будущее. Менее трети респондентов в возрасте от 18 до 35 лет планируют голосовать в выборах.
Наибольшее число тех, кто хочет переехать на постоянное место жительства за границу, среди украинцев 18–35 лет — 54%.
Это разные социологические опросы, проводившиеся в недавнем прошлом. Неудовлетворение образованием, низкая электоральная ответственность, планы об эмиграции – почему я собрал их воедино? Здесь очень четко прослеживается цепочка: констатация своего неправильного развития внутри страны, отторжение и апатичность, отделение себя от социума, построение личных планов вне, в другом государстве.
Физика в школе — экономика страны
В образовании, как и других сферах жизни, ошибки все чаще происходят на этапе выбора. В 2017 году лидерами популярности среди украинских абитуриентов были «Филология», «Право» и «Менеджмент».
Профессии полезные. Но это совсем не тот разговор, который мог иметь место, если бы топ-тремя специальностями у украинцев были «Атомная энергетика», «Робототехника» и «Инженерное дело». Все они сейчас пасут задних. Поступить на обучение украинцы не могут, так как в школах банально нет учителей физики.
Не пользуются популярностью также «Сварка и резка металлов», «Токарное дело». В обществе существует убеждение, что профтехобразование получают те, кто не смог поступить в вуз. Так как институты, пусть и частные, доступны для большинства, мы получаем плохого менеджера вместо отличного токаря.
В итоге Украина имеет острую нехватку специалистов технических наук и рабочих кадров, падение промышленного производства, деградацию технологий, снижение производства товаров с добавленной стоимостью.
Русский язык — объединяющий фактор
Еще хуже обстоят дела с филологией, точнее, с соблюдением прав граждан. Осенью минувшего года Верховная Рада проголосовала за внедрение реформы в сфере образования. Самым громким пунктом закона стал запрет преподавания в школах на языках нацменьшинств – русском, венгерском, румынском и других.
Таким образом власть посягла на права украинцев, которые гарантированы Конституцией. Речь идет о статье 10: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», и статье 24: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам». Нарушила Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств.
ПАСЕ и Венецианская комиссия призвали руководство Украины внести поправку в документ. В частности, европейцы предложили рассмотреть модель двуязычного образования, в которой не менее 60 процентов учебного материала преподается на украинском языке и до 40 процентов — на языке меньшинства.
Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии не только направили ноту протеста в МИД, но и пожаловались на украинскую власть в ОБСЕ. После этого Будапешт многократно блокировал проведение заседания комиссии Украины с НАТО на министерском уровне. Венгерские власти пообещали делать это до тех пор, пока Киев не отметит языковую статью в законе об образовании.
Несмотря на столь серьезный резонанс с негативным шлейфом власть включила режим «игнорирование»: законов – наших внутренних и межнациональных, своих иностранных партнеров и, главное, граждан.
Запрет учиться на языках национальных меньшинств – бомба замедленного действия, пример из области образования, как власть непринужденно попирает права и свободы украинцев в целом.
Ребенок никогда не станет толерантным взрослым с широким сознанием, если еще со школы его будут ущемлять. Нужно предоставлять право выбора. Если диаспора – русская, венгерская, любая – хочет учиться на языке их нацменьшинства, у них должно быть такое право. Нужно усиливать изучение английского, не останавливаться и идти дальше – заниматься китайским, японским, французским.
Педалируя тему украинского языка, власть сознательно сужает границы мышления граждан. Стремится отупить нацию, чтобы легко ее себе подчинить.
Вместо книг — оружие
Образование, в отличие от войны, делает невозможным порабощение нации. Поэтому власть предпочла финансированию будущего спонсирование боевых действий. Приведу конкретные цифры из закона о государственном бюджете на 2018 год.
На подготовку военных специалистов запланировано 2,8 миллиардов гривен, а кадров для профтехучилищ – 209 миллионов гривен, в 13 раз меньше.
На покупку боевой техники хотят потратить 16,3 миллиардов гривен, а на методическое, материально-техническое обеспечение учебных заведений – 990 миллионов, в 16 раз меньше.
Это конкретные примеры, как действующее руководство страны расставляет приоритеты. Отсюда следует очевидный вывод – какое будущее ждет страну, которая вместо книг покупает автоматы и тяжелое вооружение.
Не хватает добропорядочности
Мнение со стороны, какие еще проблемы есть в украинском образовании, высказали специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Может показаться, что их выводы очевидны – находятся на поверхности, тогда как на самом деле они достаточно глубокие.
Основной проблемой дошкольного образования в нашей стране иностранцы считают очереди в детские сады. Они возводят эту проблему в ранг главнейшей, называя неравным доступом к образованию.
В 2017 году власть поставила задачу: в перспективе трех лет покончить с очередью в детские сады. Тогда же была приведена цифра – в яслях нет мест для 79 тысяч детей.
В итоге в стране работает 14 907 дошкольных учебных заведений. Это на 42 заведения меньше, чем на конец 2016 года. Пообещали открывать, а сделали наоборот. Увеличивая темпы, с которыми руководство страны выполняет свое обещание, на расширение сети яслей потребуется более 17 лет. И это без учета детей в группах краткосрочного пребывания, а также за исключением тех, кто стоит в очереди.
Ключевыми проблемами среднего образования в Украине названы ненадлежащее признание учебных достижений школьников, частные дополнительные занятия учащихся с педагогами, некорректное использование родительских взносов.
Поспорить по поводу присутствия этих вопрос в нашей образовательной повестке сложно. Где-то идет переоценка знаний, где-то – унижение, ущемление детей, не предоставление возможностей для раскрытия их потенциала. Репетиторство и школьные поборы – сплошь и рядом по причине обнищания населения.
Ведущей проблемой высшего образования в нашей стране иностранные специалисты определили коррупционную составляющую при поступлению в магистратуру и академическую не добропорядочность.
Качество образования в украинских вузах действительно снизилось, ученые степени и звания – девальвировались. Институтов и университетов стало неоправданно много, отбор – мягкий и лояльный. Высшие учебные заведения перестали быть центрами образования, превратившись в места принудительный социализации.
Предмет «Естественные науки» — крест на среднем образовании
Одним из пунктов упомянутой мной реформы образования стало повышение заработной платы учителей. По заверению правительства, в этом году зарплата педагогов будет составлять в среднем от 6,5 до 8,5 тысяч гривен в месяц. Этой суммы хватит на оплату коммунальных услуг и покупку самых необходимых продуктов, ни о чем другом за такие деньги речь идти не может.
Около 80% педагогов – женщины. Каждый пятый – предпенсионного возраста. У наших учителей самая большая загруженность среди всех европейских стран, а зарплата – самая маленькая.
Отдельного внимания заслуживает грядущее сокращение педагогического состава. Это стало возможным вследствие другой малоумной инновации — объединению биологии, географии, физики, химии, экономики и астрономии в единый курс «Естественные науки».
Это означает, что в нашей стране совсем не будет агрономов, технологов пищевой промышленности, врачей и инженеров всех возможных областей, геологов, биотехнологов, финансистов, специалистов в области космических исследований и многих других.
Образование как национальная стратегия
То, что происходит в сфере образования – зеркало проблем Украины в целом. Именно прогресс в области образования может обеспечить устойчивое развитие страны.
С учетом тех реформ, которые хочет внедрить действующая власть, менять нужно буквально все. Брать в работу пример какой-то конкретно страны – Финляндии, Норвегии или Сингапура, не нужно. Можно заимствовать самое полезное от разных государств, возрождать самое лучшее советское, прорабатывать под себя сегодняшних и внедрять.
Начинать нужно с азов, сделав образование общедоступным, независимо от местонахождения населенного пункта и материального положения семей. Направить бюджетные средства на модернизацию сети садиков, школ, ПТУ и вузов. Поднять первичное звено учителей, создав спецколледжи по подготовке педагогов как для общих, так и для технических, профессиональных школ.
Качественное образование должно стать нашей национальной стратегией с соответствующим финансированием.
Нужно создавать предельно персонализированную программу обучения в школах. На потоке больше не учить: для отстающих продумывают более щадящие графики, остальных — загружать, ориентируя на профильные предметы.
Цель образования в том, чтобы готовить детей обучаться на протяжении всей жизни. Уже в школе ребенок должен осознавать, насколько важную роль он играет в жизни Украины. Учащемуся необязательно понимать, чему он посвятит жизнь даже в 20 лет. Человек должен понимать, как сильно он важен для страны, видеть в ней свое место и будущее.
Нужно ломать гендерные стереотипы – пропагандировать среди девушек технические специальности. Не сокращать, а расширять базу в области естественных наук, математики. Именно этим было ценно советское образование, считавшееся одним из самых основательных и качественных в мире.
Ставка на интеллектуальный потенциал должна стать залогом страны. Нужно направлять бюджетные средства, привлекать инвестиции в области изобретений, включая жизненно необходимых.
Необходимо повышать престиж рабочих специальностей. Относиться к учителям, как к элите, поддерживать их, в том числе ощутимо финансово, постоянно совершенствовать их способности.
Нужно бороться за каждого украинца, бороться за кадры, возвращать эмигрантов. Образование наших граждан — самая дальновидная и прибыльная инвестиция. Человеческий потенциал — умственные способности, старательный труд, идеи – вот что на самом деле главное, а не то, что сегодня вечером Порошенко скажет по телевизору.
Подписывайтесь на Telegram-канал и Viber-паблик Александра Клименко. Больше аналитики и комментариев, оперативные уведомления. Будем на связи!
СтатьиЧитайте также
Реальные итоги 2018 года для Украины. Экономика в фактах
Заканчивается 2018. Каких экономических результатов достигла Украина за этот год? По прогнозу Нацбанка прирост экономики…
Старость не в радость
С 1 декабря пенсии повысили на $2. Это не шутка. А праздник невиданной щедрости от…
Украина не хочет дружить с Россией. Что, опять?
Порошенко предлагает прекратить дружить с Россией с 1 апреля 2019 года. И это не шутка….