Oleksandr Klymenko Official website

Eradicating the corruption

Systematic anti-corruption strategy

Under the guidance of Oleksandr Klymenko, it was worked out and implemented systematic anti-corruption strategy in tax and customs authorities. It combines the measures of the detection of the corruption and to eradicating its causes. Anti-corruption practices, which were worked out by Klymenko, would be effective not only within a single state authority, but also in the country generally.

During the constant communicating with business and investors, Oleksandr Klymenko understood that corruption is one of the most fundamental and systematic problem of tax field and state system of governance in Ukraine in general. If there is the same level of old corrupt practices, any reform, which is expounded on the paper, will remain there.

In order to refract the situation, Oleksandr Klymenko invited a number of generally recognized world experts from PricewaterhouseCoopers, the EBRD, the World Bank. Together they developed a comprehensive anti-corruption strategy, which was implemented in the work of tax and customs authorities in 2012-2013.

Anti-corruption strategy, which was worked out by Klymenko, was based on the peremptory principle of “zero tolerance”: any employee at any level, whose participation in acts of corruption has been proven, had no chance to remain among his colleagues, in spite of all contacts and past achievements.

Automatic evaluation system of corruption risks with the help of the numerical coefficients was implemented under the leadership of Oleksandr Klymenko.

First of all, it allowed, not to use strength of anti-corruption units, but to focus their activities on areas, which are potentially exposed to risks, namely: forming of inspection plan, the function of post-customs audit, VAT refund, fictitious invoices, cash registers.

Secondly, the task of anti-corruption strategy was not only to create effective methods of detection of whose, who made a slip, but also to eliminate the algorithms of work, which made it possible to commit acts of corruption.

As a result, corrupt dangerous functions of the departments of Ministry were replaced by automated processes, where control was carried out by IT-technologies. Information, which was filled by staff in database, was crosschecked.

Oleksandr Klymenko believed that the main “recipe” to fight corruption was a large-scale electronization and automation of all tax and customs procedures. In order to remove the risks of corruption and reduce the incidences of personal communication between inspector and the taxpayer, he implemented an electronic format of tax declarations for the first tome in Ukraine. He was also ready to launch an electronic account of the taxpayer and the electronic desk audits.

Work with the staff had also important role in the anti-corruption strategy. Department of service ethics, which obeyed the Minister, was created in the Ministry. It was devoted to data collection, risk analysis and detection of acts of corruption in the Ministry, as well as training on preventing and resistance to the corruption for employees of other departments.

It was introduced the practice of passing the polygraph tests in case of hiring new employees (primarily in leadership positions).

Oleksandr Klymenko also worked out a Code of Professional Ethics for the employees of tax and customs authorities. Transparent quality evaluation criteria of the specialists from the Central Office and regional offices were approved in order to estimate objectively the employees according to the results of their work.

There was also tightened control over the completeness and timeliness of filling the declarations on property, incomes, expenses and financial obligations of all employees of the Ministry, including top executives. Among the planned steps, which, unfortunately, have not been implemented due to the lack of time – was the adoption of the policy, which regulates conflict of interest of officials in the Ministry.

Oleksandr Klymenko in 2013 initiated the introduction of a number of technological and organizational innovations into the work of customs authorities in order to improve the effectiveness of the struggling against smuggling at the border and increasing the transparency of customs operations. Thus, Odessa customs services began to use electronic locks with the GPS-GSM navigation function (as a pilot project). It allowed to track remotely the movement of transit and import cargos through the Ukrainian territory and actually stop the so-called “Interrupted transit” scheme. Since 2014 this innovation was planned to extend to other customs, including Western regions.

Oleksandr Klymenko ordered to repair 11 mobile scanning systems in Lviv, South, Chernivtsi, Chop and Jagodina customs services, which have been located on their balance since 2009.  August 5, 2013, these systems were launched. Checking of cargo via scanner was free and did not require loading and unloading of cargo. It saved time and money of cargo owners.

The usage of automated tools in customs services caused a wave of discontent among those, who used to make a corrupt rent during customs clearance of goods and cargo for years. It raised the tide of negativity in the media, which was supported by many specialized organizations (due to the influence of manipulations of dishonest dealers and smugglers). It was necessary to work with relevant organizations, to explain the benefits of automation of all customs processes. After long discussions, the work in the Investment Council, meetings and clarifications, business supported the initiatives of Oleksandr Klymenko.

Close cooperation with international organizations was also established – Transparency International, World Bank, EBRD. In June 2013, during the visit of Oleksandr Klymenko in Brussels, they signed an administrative agreement with OLAF on cooperation in struggling with illegal transporting of tobacco products. In September 2013, during the visit of Giovanni Kessler – Director General of OLAF – in Kiev, it was agreed to expand cooperation in the fight against fraud and economic crime.

After the first few months of implementing of anti-corruption strategy (which was created by Oleksandr Klymenko), it was fixed the reduction of the significance of the corruption problem in taxes and customs services.

Implementation of the strategy has been suspended after a change of government in February 2014.

Corruption and the opacity of public administration – this is a serious, long-term and systematic problem. Its resolving is not in radical measures or lustration demonstration activities, but in the long and painstaking work of elimination of its premises. A comprehensive system of anti-corruption practices, which was worked out by Oleksandr Klymenko, applies not only in the individual authorities of state power, but in general on a national scale.

680 | 12.08.2015

Additional materials

The strategic goals of the Ministry of revenue and duties of Ukraine on Corruption Prevention and Combating
Download

Официальный сайт Александра Клименко

Искореняя коррупцию

Системная антикоррупционная стратегия

Под руководством Александра Клименко была разработана и внедрена в работу налоговых и таможенных органов системная антикоррупционная стратегия, комплексно сочетающая в себе меры по выявлению коррупции и, самое важное, по искоренении ее причин. Разработанные под руководством Клименко антикоррупционные практики будут эффективны не только в рамках отдельно взятого государственного органа, но и в масштабах всей страны.

Постоянно общаясь с бизнесом и инвесторами, Александр Клименко понимал, что одной из самых основных и системных проблем налоговой сферы, как и в целом всей государственной системы управления в Украине, является коррупция. Любая хорошо изложенная не реформе бумага там и останется, если на уровне исполнителей на местах сохранятся прежние коррупционные практики.

Чтобы преломить ситуацию, Александр Клименко пригласил ряд общепризнанных мировых экспертов из PricewaterhouseCoopers, ЕБРР, Всемирного банка, и вместе с ними разработал комплексную антикоррупционную стратегию, которая была внедрена в работу налоговых и таможенных органов в 2012-2013 годах.

Разработанная Клименко антикоррупционная стратегия базировалась на безапелляционном принципе «нулевой терпимости»: у сотрудника любого уровня, чье участие в коррупционных деяниях было доказано, не оставалось шансов остаться в рядах своих коллег, несмотря на все связи и былые заслуги.

Под руководством Александра Клименко была введена в эксплуатацию атоматизированная система оценки коррупционных рисков с помощью числовых коэффициентов.

Это позволило, во-первых, не распылять силы антикоррупционных подразделений, а концентрировать их деятельность на потенциально подверженных подобным рискам направлениям работы: формирование плана проверок, функция таможенного пост-аудита, возмещение НДС, фиктивные накладные, кассовые аппараты.

Во-вторых, задачей антикоррупционной стратегии было не только создать эффективные методы выявления проштрафившихся сотрудников, но и ликвидировать сами алгоритмы работы, которые давали возможность совершать коррупционные деяния.

В результате коррупционно опасные функции подразделений Миндоходов заменялись автоматизированными процессами, где контроль осуществлялся с помощью IT-технологий, а внесенная сотрудниками в базы данных информация подвергалась дистанционной перекрестной проверке.

Именно масштабную электронизацию и автоматизацию всех налоговых и таможенных процедур считал основным «рецептом» по борьбе с коррупцией Александр Клименко. Чтобы убрать коррупционные риски и сократить случаи персонального общения инспектора и налогоплательщика, по его инициативе впервые в Украине была внедрен электронный формат подачи налоговых деклараций, готовились к запуску электронный кабинет налогоплательщика и электронные камеральные проверки.

Не менее важную роль в рамках антикоррупционной стратегии отводилась работе с персоналом. В Министерстве был создан Департамент служебной этики, подчиняющийся непосредственно Министру. В его сферу деятельности входил сбор данных, анализ рисков и выявление коррупционных деяний в Министерстве, а также обучение по вопросам предотвращения и противодействия коррупции для сотрудников других подразделений.

При приеме на работу новых сотрудников, в первую очередь, на руководящие должности, была внедрена практика прохождения проверок на полиграфе.

По инициативе Александра Клименко был также разработан Кодекс профессиональной этики для сотрудников налоговых и таможенных органов. Были утверждены прозрачные качественные критерии оценки специалистов Центрального аппарата и региональных отделений, позволяющие объективно оценивать сотрудников в зависимости от результатов их работы.

Был также усилен контроль полноты и своевременности заполнения деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера всеми сотрудниками Министерства, включая представителей высшего руководства. Среди запланированных шагов, которые, к сожалению, не успели реализовать – принятие политики, регулирующей конфликт интересов должностных лиц Министерства.

Для повышения эффективности борьбы с контрабандой на границе и повышения прозрачности таможенных операций Александр Клименко в 2013 году инициировал внедрение в работу таможенных органов Украины ряда технологических и организационных новшеств. Так, в качестве пилотного проекта на Одесской таможне начали применяться электронные замки с функцией GPS-GSM навигации, которые позволили дистанционно отслеживать движение транзитных и импортных грузов по территории Украины и фактически прекратить схемы т.н. «прерванного транзита». С 2014 года эту инновацию планировали распространить на таможни в других, в т.ч. и в западноукраинских областях.

Александр Клименко распорядился отремонтировать 11 мобильных сканирующих систем Львовской, Южной, Черновицкой, Чопской и Ягодинской таможни, находящихся на их балансе с 2009 года. 5 августа 2013 года эти системы были запущены в работу. Проверка груза с помощью сканера была бесплатной и не требовала разгрузки и погрузки грузов, что экономило грузовладельцам и время, и деньги.

Применение автоматизированных инструментов на таможнях вызвало волну недовольства у тех, кто годами привык зарабатывать на коррупционной ренте при растаможивании товаров и грузов. Поднялась волна негатива в СМИ, которую поддержали и многие профильные организации, поддавшись на манипуляции нечистых на руку дельцов и контрабандистов. Пришлось работать с профильными организациями, разъяснять преимущества автоматизации всех таможенных процессов. После долгих дискуссий, работы в Инвестиционном совете, встреч и разъяснений инициативы Александра Клименко получили поддержку бизнеса.

Тесное сотрудничество было налажено и с международными организациями — Transparency International, Всемирным банком, ЕБРР. В июне 2013 года во время визита Александра Клименко в Брюссель было подписано административное соглашение с OLAF о сотрудничестве в борьбе с незаконным перемещением табачных изделий. В сентябре 2013 года, во время визита генерального директора OLAF Джованни Кесслер в Киев, была достигнута договоренность о расширении сотрудничества также в борьбе с мошенничеством и экономическими преступлениями.

Уже по итогам первых нескольких месяцев реализации разработанной Александром Клименко антикоррупционной стратегии в ежеквартальном опросе бизнеса было зафиксировано снижение значимости проблемы коррупции в налоговых и таможенных органах.

Реализация стратегии была приостановлена после смены правительства в феврале 2014 года.

Коррупция и непрозрачность сферы государственного управления – это серьезная, долгосрочная и системная проблема, решение которой лежит не в плоскости радикальных мер и показательных люстрационных мероприятий, а в длительной и кропотливой работе по устранению ее предпосылок. Разработанная под руководством Александра Клименко комплексная система антикоррупционных практик применима не только в отдельном органе государственной власти, но и в целом в масштабах государства.

1028 | 12.08.2015

Дополнительные материалы

Стратегические цели Министерства доходов и сборов Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции
Скачать
Яндекс.Метрика